Хочешь жить – умей отрезать себе руку

1 мая 2003 года, на шестой день ожидания помощи, Арон Ли Ралстон достал перочинный нож и ампутировал зажатую камнями правую руку.

Замотав окровавленную культю в тряпку, он прошел еще много миль, прежде чем наткнулся на голландских туристов. Через несколько дней его друзья поедут в горы, домкратами поднимут валун весом около 360 килограммов и найдут под ним ампутированную кисть. Приживить ее врачам не удастся.

Вверх к мечте

27-летний альпинист Арон Ралстон в 2002 году бросил работу инженера-механика компании Intel, чтобы осуществить мечту — подняться зимой на все вершины-четырехтысячники Колорадо. Несколько десятков восхождений были успешными. Трагедия случилась летом, среди невысоких скал штата Юта.

26 апреля 2003 года Арон поднимался на скалы, обрамляющие каньон Блу-Джон. Это место считается одним из самых красивых в США. Вход в одно из ответвлений преграждали три валуна. Когда Ралстон попытался перелезть через них, верхний камень пошатнулся, намертво придавил правую руку к отвесной скале и раздавил кисть.

Арон Ралстон в горах центрального Колорадо, 2009 год. Фото: Michael Alvarez, Aron Ralston / CC BY-SA 3.0

Четыре варианта, чтобы выжить

Арон стоял на 30-сантиметровой площадке в каменных тисках. Несколько часов он пытался выдернуть руку, но валун держал крепко. Мобильного телефона и надежды на помощь не было. Уходя в горы, альпинист не сообщал друзьям и родственникам, куда идет. Считал это плохой приметой.

Оценив ситуацию, он определил для себя четыре варианта спасения: его могут случайно найти спасатели или другие скалолазы, ему удастся расшатать валун, у него получится продолбить стену каньона или … надо будет отрезать себе руку. Иначе — смерть.

Прошли пять дней. Чтобы давать отдых ногам, альпинист левой рукой смастерил из имевшегося снаряжения подвесную сидушку. Арон зяб от порывов холодного ветра днем, замерзал ночью, мучился от жажды и пил свою мочу.

Ни валун, ни стены каньона не поддавались — за много часов ковыряния удалось отколоть несколько крохотных кусочков. А силы уходили быстро, за пять дней Арон съел только два буррито с фасолью. Дожидаться случайной помощи он больше не мог. Необходима была ампутация.

Фото из книги «127 часов. Между молотом и наковальней», Арона Ралстона. Источник: telegraph.co.uk

Сложнее всего пилить кости

Ралстон достал перочинный нож: дешевый и настолько тупой, что не мог срезать даже волоски на руке. Арон заточил его о скалу и сделал первый разрез.

Вот как он описывал ампутацию: «Даже наточенным ножом нельзя было перерезать кости. Я много времени потратил на изготовление специального приспособления. Взял несколько велосипедных спиц и смастерил из них костоломный аппарат. Теперь мои хирургические инструменты были готовы. Сначала я сломал себе лучевую кость. Через несколько минут тем же способом справился с локтевой костью. Боль была сильная, но я старался не обращать на нее внимания. И взял в левую руку нож… Не знаю, как я со всем этим справился. Мне потребовалось около часа, чтобы завершить ампутацию…».

В автобиографической книге «127 часов. Между молотом и наковальней» Арон рассказывает в подробностях, как пилил сухожилия, как нащупывал кровеносные сосуды и нервы, чтобы перерезать их в последний момент.

Наложив жгут, Ралстон спустился на дно каньона с 20-метровой высоты. Там немного отлежался, напился воды из лужи и пошел в даль к своей машине.

Истекая кровью, он прошел 17 километров, прежде чем наткнулся на группу туристов. Те сразу вызвали спасателей, которые на вертолете доставили Ралстона в больницу. Мужчина все время находился в сознании и даже смог показать на карте место, откуда надо было забрать его велосипед и альпинистское снаряжение.

Место происшествия. Фото: National Park Service / spokesman.com

Есть ещё левая рука

В каньоне Арон Ралстон потерял полтора литра крови и 20 килограммов веса. Месяц ему пришлось провести в больнице. Дала о себе знать проведенная грязным ножом операция – началось заражение кости. Остановив инфекцию лошадиными дозами антибиотиков, врачи сформировали культю под специальный протез, разработанный Ароном при содействии специалистов. Бросать свои экстремальные увлечения он не собирался.

В октябре 2003 года Арон с друзьями вернулся в каньон Блу-Джон к месту, где провел страшные 127 часов. Там он развеял пепел кремированной правой руки и снова начал тренировки. А еще через два года осуществил свою мечту – стал первым, кто поднялся зимой на все 59 гор-четырехтысячников Колорадо. Четырнадцать восхождений совершил уже с протезом.

В 2010-м по истории Ралстона сняли фильм «127 часов», получивший шесть номинаций на премию «Оскар». В 2012-м группа украинских альпинистов встретила его в базовом лагере на Эльбрусе.