Шведские волки против норвежских овец: Неизвестная война

Далеко не все из богатых скандинавов выступают в защиту природы. Что делать с волками — во время предвыборных кампаний об этом должна высказаться каждая политическая партия Норвегии и Швеции.

В 1971 году Швеция начала проект по возобновлению популяции скандинавского волка в естественных условиях, откуда он исчез из-за активной охоты. Для начала был создан генетический банк скандинавских волков, живших в зоопарках. Потом правительство переместило 15 животных из неволи в дикую природу и выкупило у фермеров оленье стадо, чтобы те могли охотиться.

Через несколько лет в стае появились первые волчата. Эта горстка животных расколола жителей Скандинавии на волчьих друзей и врагов.

Остался только один

Больше всех соседство с волками беспокоило шведских оленеводов и норвежских овцеводов. В Норвегии около 2 миллионов овец, в Швеции – 4 тысячи оленьих ферм.

За 100 лет жизни без диких волков изменились условия выпаса: стада свободно бродили по большим территориям без собак и пастухов. Норвежские фермеры вывели новые, более тучные, мясные породы овец. Они хуже бегали и карабкались по скалам, не сбивались в стада при опасности — это делало овец легкой добычей. Компенсации, получаемые фермерами за убитый скот, не гарантировали хищникам спокойной жизни.

Животноводы уничтожили новую стаю, уцелел только один волк. Но правительство продолжило проект. Одинокий самец создал семью с волчицей, попавшей в Швецию через финскую границу из России. От этой пары происходят все волки, живущие сегодня в стране.

Men are pursued by wolves
Волки преследуют сани, на которых едут мужчины и свиньи. Фриц фон Дардель, 1847 год. Источник: Nordic Museum / Wikipedia

Волчий мандат

Атмосфера накалялась, и к пастухам примкнули политики. С 1980-х годов в предвыборных программах шведских и норвежских партий обязательно затрагивалась волчья тема. До сих пор горожане традиционно поддерживают партии, выступающие за охрану хищников. Сельские жители голосуют за партии, отдающие предпочтение защите скота.

Дискуссии по волчьему вопросу достигали в Норвегии того же накала, что и дебаты о присутствии норвежского спецназа в Афганистане. В конце 1990-х лидер центристской партии заявила, что страшнее волков может быть только прогрессивная партия, их защищающая.

Сегодня обе партии выступают против волков, обвиняя шведов и русских в том, что они позволяют своим хищникам мигрировать в Норвегию.

Skins wolves market of bellows in Bergen Norway
Шкуры волков на рынке в Бергене, Норвегия. Фото: Natalie Maynor / Flickr

Убийство мигрантов

Когда в 2000 году норвежскую границу пересекли десять шведских волков, их мгновенно обвинили в нападении на овец. Для охоты за пришельцами был собран отряд из 26 человек на вертолетах и снегоходах. Снова выжить смог только один волк — Мартин, получивший политическое убежище.

«Мистер Мартин, добро пожаловать в Швецию. Вам не понадобится паспорт, чтобы пересечь границу. Мы гарантируем вам жизнь», — с таким обращением выступила министр окружающей среды Аннетта Тоернквист.

Руководствуясь каким-то звериным чутьем, волк перешел на территорию Швеции.

Wolves at Kolmardens zoo
Два волка в Кольморденском зоопарке, Швеция. Фото: Daniel Mott / Flickr

Тамбовский волк шведам товарищ

Сегодня волков в скандинавских стаях недостаточно, чтобы сохранить популяцию от близкородственного скрещивания и вырождения. Нужны свежие гены. Их можно получить от зверей из зоопарков и от русско-финских волков, привезенных в Норвегию и Швецию в 1990-х.

Волчица Сиси была именно в этой группе. Чтобы спасти самку с нужными генами от оленеводов, ее четырежды перевозили на самолете с животноводческого севера на безопасный юг Швеции в надежде, что она там приживется, создаст семью и родит волчат. Миллион долларов был потрачен в пустую. Сиси каждый раз возвращалась на север, потому что на юге не водятся олени, которыми хищница предпочитает обедать. Волчица ни с кем не сошлась, не дала приплод, а 3 года назад бесследно исчезла.

Сегодня шведская популяция волков поддерживается на уровне 300—400 особей. В Норвегии их остались единицы. Правительства обеих стран ежегодно продают лицензии на отстрел диких животных, пытаясь регулировать численность и качество стай. Хотя с 2011 года в Норвегии не было зафиксировано ни одного случая нападения на овец, в 2016 году парламент одобрил уничтожение 47 из 68 хищников.

Тем временем, в Швеции набирают популярность туристические маршруты «Волчий вой» и «Волчий след». Открыты парки-заповедники по адаптации волков из зоопарков для жизни в дикой природе.