«Не хотим сажать собачьи яйца!»: Картофельные бунты в Российской империи

В России бунтовали, в Беларуси воровали, в Украине шкуру драли. Не одно столетие понадобилось, чтобы уговорить крестьян Российской империи спастись картошкой от голода.

Немцы считают, что первым картошку привез в Европу Френсис Дрейк в 1580 году. На установленном в Баварии памятнике британский пират изображен с цветком картофеля в руках.

На самом деле, овощ появился в Европе на несколько десятилетий раньше: испанские моряки завезли его с острова Чилоэ. Сначала картофель использовали как декоративное растение, но уже в начале 17 века он упоминается в кулинарных пособиях. 

В 1698 году о картошке узнал Петр I.

Картошка от сатаны

До середины 19 века главными овощами в России были репа и редька. Их варили, парили, жарили, даже делали из них вино. Новый корнеплод появился в Российской империи после Великого посольства. В Голландии Петр попробовал блюдо из картофеля. Ему так сильно понравилось, что царь тут же приказал разослать по своей стране клубни на разведение.

Но царь не дал инструкций, как картошку употреблять. Народ пробовал есть сырую — горько. Жевали зеленые ягоды, образующиеся на местах соцветий — травились.

Во второй раз привить русским любовь к картошке попыталась Екатерина II. В 1765 году в Ирландии закупили 7,6 тонн «земляных яблок». Их сложили в бочки, укутали соломой и повезли в Петербург. Дело было поздней осенью. По дороге клубни перемерзли. Уцелевшие 135 килограммов высадили в Подмосковье, под Петербургом, Ригой и Новгородом. Но проконтролировать нововведение Екатерина не смогла — внимание императрицы приковал масштабный Пугачевский бунт на Урале и Поволжье.

Следующую попытку предпринял император Николай І. В 1840 году урожай озимых зерновых повсеместно погиб, и в России начался голод. Поэтому император приказал:

  • завести во всех казенных селениях общественные посевы картофеля для снабжения семенами крестьян;
  • издать наставления о возделывании, хранении и употреблении картофеля в пищу;
  • поощрять премиями и другими наградами хозяев, отличившихся в разведении картофеля.
Urozhay kartofelya, kartina Zhana-Fransua Mille
«Урожай картофеля», картина Жана-Франсуа Милле, 1855 год. Источник: Художественный музей Уолтерс / Wikipedia
Korol vezde, kartina Roberta Myullera
«Король везде», картина Роберта Мюллера, 1886 год. Фридрих Великий Прусский инспектирует урожай картофеля. Источник: Немецкий исторический музей / Wikipedia

Тогда народ взбунтовался. Привычка выращивать хлеб была сильнее. Крестьяне недоумевали, почему под неизвестный овощ требуют отводить лучшие земли, занятые рожью.

Особую неприязнь к картофелю испытывали староверы. Они называли его чертовым яблоком, плевком дьявола, плодом блудниц, отказывались его выращивать и есть. В одной старообрядческой повести утверждалось, что первый куст картофеля вырос на могиле заживо погребенной распутницы. Поэтому отведавший дьявольский фрукт будет подвержен греховным искушениям и попадет в ад.

Принятые административные меры послужили причиной беспорядков. Особенно негодовали государственные крестьяне — они считались лично свободными, но были прикреплены к земле. Происходящее показалось им обращением в крепостную зависимость. С 1840 по 1844 годы картофельные бунты прокатились по Владимирской, Пермской, Оренбургской, Саратовской, Тобольской губерниях. Восстали Север, Приуралье, Среднее и Нижнее Поволжье.

Крестьяне жгли картофельные поля и били чиновников. Историки считают, что в бунтах участвовало около полумиллиона человек при всем населении России в 40 миллионов. В нескольких регионах, чтобы подавить сопротивление, была применена артиллерия. Жертв не считали. Тысячи повстанцев были преданы суду, затем сосланы в Сибирь или сданы в солдаты.

Наконец нашлось решение. Чиновники сыграли на простодушии народа и привычке тырить казенное имущество. Крестьянам запретили сажать картошку, а государственные склады и поля стали охранять — только днем. Крестьяне решили, что ерунду стеречь не будут, стали совершать ночные вылазки, красть клубни и сажать у себя.

Krestyanin i krestyanka sazhayuschie kartofel
«Крестьянин и крестьянка сажающие картофель», картина Винсента Ван Гога, 1884 год. Источник: Музей фон дер Хейдт / Wikiart

Опыт немецких колонистов в Украине

В 1845 году в послании «І мертвим, і живим…» Тарас Шевченко пишет:

І на Січі мудрий німець
Картопельку садить,
А ви її купуєте,
Їсте на здоров’я
Та славите Запорожжя.

В Украину картошка пришла незаметно. Сажать ее начали сначала на юге — на бывших землях Войска запорожского, где после разгрома Сечи жили переселенные Екатериной II немецкие колонисты.

Само украинское слово «картопля» — искаженное немецкое kartoffel. Тут овощ тоже приживался с трудом. Его называли чертовым яблоком, земляной грушей, репой дьявола, собачьими яйцами. Но когда картошка превысила по урожайности зерновые, мнение переменилось. Украинские крестьяне говорили, что Бог создал картошку для того, чтоб и бедняку было с кого шкуру драть.

С годами картофель распространился от Карпат до Харьковщины. Лучше всего картошка прижилась в Полесье. Здесь возник обычай: чтобы картошка родила крупной, во время посадки самая крупная женщина должна несколько раз шлепнуться об землю.

Monahi za rabotoy, posadka kartofelya
Монахи за работой, посадка картофеля. Фото: Сергей Михайлович Прокудин-Горский, 1910 год

Евреи или белорусы. Кто первый?

Это сейчас белорусы считают бульбу национальным достоянием. А ведь в Беларуси она тоже прививалась со скрипом. Первые клубни попали сюда в конце 18 века из Прибалтики и Польши. Главными поклонниками этого растения были зажиточные землевладельцы. Картофель выращивался как кормовая и техническая культура. Им кормили свиней, коров, овец, кур, индеек. Из картофеля делали крахмал, сладкую патоку, дрожжи, гнали низкосортный спирт.

Существует легенда о помещике по имени Гернгросс — владельце имения Телятники в Могилевской губернии. Однажды он раздал своим крестьянам клубни на посадку. Картошка почти не взошла. Оказалось, что беларусы по ночам выкапывали клубни и продавали их в корчму. Хозяевами там были евреи, которые давно оценили плод и охотно меняли его на самогон. В следующем году Гернгросс разрезал картофелины, лишил их товарного вида и снова повелел садить. Крестьяне собрали хороший урожай, а способ посадки разделением клубня на несколько частей используется до сих пор.

Коллективизация 1920—1930-х годов привела к сокращению крестьянских участков до небольших огородов, на которых выращивать рожь или пшеницу стало невыгодно. Зато несколько соток, засаженных картофелем, могли прокормить семью в самые тяжелые годы.

Даже когда голод остался в прошлом, «выезд на картошку» остался атрибутом советской жизни. К обязательной отработке на колхозных полях привлекали студентов, научных сотрудников, заводские коллективы. Беларуские студенты до сих пор ездят на сезонный сбор картошки в добровольно-принудительном порядке.