Агент № 438: шпион Гитлера под носом у Сталина

С первых дней Второй мировой среди партийной верхушки в Москве эффективно работал агент Рейха. Работа информатора зафиксирована в докладах немецкой разведки. Сталину повезло, что Гитлер к ней прислушивался не всегда.

Упоминание позывного «Агента 438» встречается в немецких архивах и воспоминаниях Рейнхарда Гелена, основателя разведки ФРГ. В годы Второй Мировой он возглавлял 12-й отдел Генерального штаба Вермахта «Иностранные армии на Востоке», то есть руководил оперативной разведкой на территории Балкан, Польши, Финляндии и СССР. На всех этих территориях у Гелена были свои люди.

№ 438

Таинственный агент Гелена засел где-то глубоко среди высокопоставленных советских военных, работников Ставки Верховного Главнокомандования или Комитета обороны. И он был смертоноснее, чем знаменитое «оружие возмездия» обещанное фюрером.

Генерал-майор Рейнхард Гелен. Фото: World War II Database / ww2db.com

В августе 1941 года Георгий Жуков докладывает Сталину о своих подозрениях: «Противник вскрыл усиление наших войск в направлении Москвы и Великих Лук — он переходит здесь к обороне, бросая свои подвижные подразделения и танки на юг. Немцы хотят разгромить Центральный фронт, прорваться на Донбасс, ударив по Южному фронту с тыла, и обойти Брянские леса по дуге. Противник неплохо ориентируется в группировке наших сил и осознает оперативные возможности — вероятно, у нас среди крупных работников имеются у них свои люди».

Полководец нервничал не зря.

Британский журналист Эдвард Кукридж в книге «Гелен: шпион века» упоминает человека, возможно связанного с агентом № 438. Это политработник Западного фронта, бывший сотрудник аппарата Центрального комитета партии, капитан Владимир Минишкий. Он попал в плен к немцам в октябре 1941 года. Якобы за вознаграждение и возможность встретиться с семьей, проживающей на оккупированных территориях, Минишкий согласился сотрудничать с немцами.

Вербовал Минишкого сам Гелен. Капитану был устроен ложный побег через линию фронта, выданы контакты «спящих агентов» и рация. Именно через него поступала информация, что «советы» решили отступать до Волги, вывозя заводы за Урал.

Впрочем, есть нюанс: человека с такой фамилией ни в Красной армии, ни в аппарате ЦК никогда не было. Это псевдоним или ошибка в фамилии? Еще одна загадка.

И. В. Сталин, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, А. С. Щербаков, А. М. Василевский и К. К. Рокоссовский за разработкой плана окружения армии Паулюса в Сталинграде. Рисунок: Константин Финогенов, 1948 год / Научная библиотека УрФУ / lib.urfu.ru

Рука на пульсе

Личность агента № 438 остается загадкой. Зато совершенно точно известны донесения, которые Гелен получал в 1942 году. В них утверждалось, что СССР испытывает дефицит человеческих ресурсов, поэтому отказывается помочь Британии дивизиями в Египте, но готов предоставить иную помощь.

Это косвенно подтверждается стенограммами заявлений советского посла в Лондоне: «Наши людские ресурсы небезграничны». Зато Сталин был не против перенаправить часть помощи по ленд-лизу в египетскую Александрию. Четыре десятка американских бомбардировщиков А-20 «Бостон» отправились на фронт в Африку, вместо Кавказа.

Поскольку Суэцкий канал был ключом к снабжению Британии сырьем и продовольствием, данные об отказе вводить туда советскую наземную группировку и о переброске самолетов имеют стратегическую ценность. Еще важнее выглядит информация о том, что у СССР к 1942 году заканчивались человеческие ресурсы.

American twin-engine bombers, provided by lend-lease, are shown being hoisted aboard ship in an unnamed American port.
Американский бомбардировщик А-20 «Бостон» грузится на борт корабля, который должен доставить его в СССР. Фото: Franklin D. Roosevelt Library / National Archives and Records Administration

Доклады в никуда

Осведомленность агента № 438 ошеломляет. Он докладывает об эвакуации советской промышленности и тактике «выжженной земли», о наступлении на Харьков после «майских праздников» и проблемах с рабочей силой в советской оборонной промышленности. У этого человека явно был доступ к решениям на самом высшем уровне. Не исключено, что именно на донесениях 438-го основывался доклад Гелена об опасности контрнаступления «советов» под Сталинградом в июле 1942 года. Гитлер этот доклад с негодованием отверг и поплатился — Красная армия атаковала слабые румынские части на фланге и устроила бойню.

«Подполковник Гелен из FHO предоставил точную информацию о силах противника, заново развернутых, начиная с 28 июня, и о предполагаемой силе этих соединений. Он также дал правильную оценку энергичных действий противника по защите Сталинграда», — записал в дневнике начальник Генштаба сухопутных сил Рейха Франц Гальдер 15 июля 1942 года.

Судя по отчетам генерала Гелена, агент № 438 работал почти до самого краха Рейха. В декабре 1944 года 12-й отдел немецкого Генштаба на основе донесений агентурной разведки делает рекомендации вывести войска из Восточной Пруссии и направить их на защиту Берлина, потому что «советы» планируют их окружение и штурм Кенигсберга.

К тому времени часть немецкой верхушки уже просто тянула время в надежде на переговоры с Британией и США, а рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер начал планировать операцию «Вервольф» — создание партизанского движения из членов СС и молодежных нацистских организаций. На донесения армейской разведки уже мало кто обращал внимание.

Юношу из организации Гитлерюгенд награждают Железным крестом, 1945 год. Фото: Bundesarchiv, Bild 183-G0627-500-001 / CC-BY-SA 3.0

Ценный кадр

Рейнхард Гелен не планировал гибнуть в подполье, подорвав себя гранатой с именем Гитлера на устах. Скопировав досье, записи, архив фотографий и списки агентуры своего отдела, он отбывает в тайное горное убежище на границе с Австрией. Там генерал встречает капитуляцию Германии и, отбыв три месяца в фильтрационном лагере, вылетает в США на переговоры с представителями военной разведки.

Gen. Reinhard Gehlen persuaded the U.S. Army and then the CIA to sponsor his intelligence network even though he employed numerous former Nazis and known war criminals.
Рейнхард Гелен, досье военнопленного, 1945 год. Фото: U.S. National Archives and Records Administration / US Army Signal Corps

К 1947 году в распоряжении Гелена было поместье в Мюнхене, американский бюджет и задача бороться с угрозой распространения коммунизма в Европе. А еще — кофе, сигареты и военные пайки, позволившие сколотить неплохой капитал на черном рынке.

Гелен до самой смерти в 1979 году продолжал заниматься разведкой, основал Федеральную разведывательную службу Германии (BND), а после выхода на пенсию числился ее консультантом. Достоверных фактов о его послевоенной биографии не так уж много. Где-то там же теряются и следы таинственного агента № 438. Один шпион, даже очень хороший, не может выиграть войну.