В поисках третьего соска: охота на ведьм в Салеме

Алена Завгородняя

Бояться стоит не ведьм, а людей, которые в них верят. Доказано еще в 17 веке самым религиозным городом Новой Англии.

В Нигерии — скандал. Местные христиане активно препятствуют проведению в ноябре 2019 года конференции по колдовству в университете города Нсукка. И хоть доклады касаются лишь феномена и традиции колдовства с академической точки зрения, верующие протестанты выступили против. Пятидесятники объявили «двухдневную молитву войны», а под университетом собралась толпа с плакатами «Университет Нигерии принадлежит Иисусу», «Скажи собранию ведьм и волшебников нет», «Мы — христианская община».

Страх ведьм и колдовства все еще живет в современном обществе, но закон удерживает его в рамках приличия. А что случится, если закон встанет на сторону мракобесия? WAS напомнит на печальном примере первых американских колоний.

Тень над Салемом

Февральская ночь 1692-го года, поселение Салем, британская колония Массачусетс. Элизабет, 9-летняя дочь пастора Сэмюэла Пэрриса, и его 11-летняя племянница Эбигейл Уильямс начинают кричать, корчиться, бросать вещи и замирать в неестественных позах. Девочек осмотрит врач и не найдет физических признаков какой-либо болезни.

Пастор Пэррис обеспокоен. Он обращается к своему коллеге из соседнего городка, Джону Хейлу. Тот признает, что припадки у девочек сильнее, чем при эпилепсии или любой другой известной ему болезни.

По Салему ползут нехорошие слухи.

Происки Сатаны

Обыватели решили, что причина перемен с детьми — сверхъестественная. Подобных случаев в городе становилось все больше. Припадки поражали именно молодых девушек, иногда прерывая проводимые пастором религиозные церемонии. Пошли разговоры о ведьмах, которые насылают проклятия. Первыми обвиняемыми в колдовстве стали темнокожая рабыня Пэрриса Титуба, редко посещавшая церковь Сара Осборн и бездомная Сара Гуд.

Этих троих привели к местному судье и допрашивали несколько дней. Осборн и Гуд утверждали, что невиновны, Титуба призналась в колдовстве.

«Ко мне приходил дьявол и приказал служить ему», — рассказала женщина суду.

Она говорила о высоком мужчине в черном, который хотел, чтобы она расписалась в его книге и помогла уничтожить пуритан. Титуба призналась, что видела и других «ведьм», которые расписались в этой книге. Показания рабыни стали отправной точкой охоты на ведьм — наконец-то пуритане получили «доказательство», что имеют дело с нечистой силой. Всех троих женщин немедленно отправили в тюрьму.

Гравюра Альфреда Фредерикса «Титуба и дети» из «Популярной истории Соединенных Штатов» Уильяма Каллена Брайанта. Источник: archive.org / Wikipedia

Массовые репрессии

Неизвестно, почему Титуба оклеветала себя. Скорее всего, это была известная полицейская схема — подпиши «чистосердечное», назови сообщников и будешь жить. Ее рассказ получил огласку — паника распространялась по Салему со скоростью лавины.

Обвиняемые в колдовстве один за другим называли имена знакомых, стремясь избежать смерти. Волна арестов все разрасталась. Некоторые жители города решили использовать ситуацию в корыстных целях, желая отомстить за нанесенную когда-то обиду или отобрать у соседа участок земли. А так как суд верил обвинителям на слово, то им достаточно было сказать, что во сне им являлся чей-то дух, иногда за руку с дьяволом, и мучил их. Тюрьма Салема наполнялась со скоростью света.

Избежать такого правосудия не мог никто — независимо от возраста, пола и социального статуса. Арестовывали женщин, мужчин, детей. Так, 4-летняя дочь бездомной Сары Гуд, Дороти, была вызвана в суд давать показания, и ее робкие слова были трактованы как признание в колдовстве — как для нее, так и для матери. Девочку отправили в тюрьму. Через несколько дней после ареста маленькая Дороти рассказала, что мать ей дала ей фамильяра — змею, и поручила кормить ее кровью.

Первой жертвой стала некая Бриджит Бишоп, против которой свидетельствовали сразу несколько человек — пять девушек обвиняли ее в использовании приворотных заклятий, сосед по фамилии Шаттак считал, что она прокляла его сына, а другие соседи обвиняли ее в наведении порчи на кота. Весомым доказательством против Бриджит Бишоп стал найденный на теле третий сосок. Ее повесили.

«Процесс над салемскими ведьмами», литография William A. Crafts. Источник: openlibrary.org / Wikipedia
«Процесс над салемскими ведьмами», литография Joseph E. Baker. Источник: Library of Congress

Суд над Сарой Гуд сопровождался весьма странным событием. Как только женщина вошла в зал суда, свидетели сразу стали раскачиваться на стульях и стонать, как будто реагируя на ее появление. Одна девушка после приступа конвульсий обвинила Гуд в том, что она атаковала ее ножом и даже показала суду его обломок. Утверждала, что нож сломался во время нападения. Один из жителей города доказал, что это был кусочек от его ножа, который он сломал вчера в присутствии той девушки. Но судья все равно использовал историю в обвинении Сары.

29 июля 1692 года Сара Гуд была повешена вместе с четырьмя другими женщинами, обвиняемыми в колдовстве. Она до последнего отказывалась признавать вину. «Ты — лжец. Я такая же ведьма, как ты — колдун! Отбери у меня жизнь — и Господь напоит тебя кровью», — крикнула Сара Гуд священнику Николасу Ноесу перед своей казнью. Ноес действительно умер от кровоизлияния в мозг, буквально захлебнувшись своей кровью. Правда, только через 25 лет.

Во время судебного разбирательства также вспоминились позабытые виды пыток. 80-летний фермер Жиль Кори отказался оговорить себя, и к нему применили peine forte et dure — положили на грудь доску и два дня подкидывали на нее камни, пока он не умер. Это был сугубо процедурный нюанс. Без него или свидетельских показаний суд не мог признать Кори виновным, а значит — не мог конфисковать его имущество. Старый фермер умер, не сказав мучителям ничего, но его семью это не спасло — их всех тоже повесили.

От «правосудия» не ушел даже бывший пастор Берроуз, несмотря на то, что три десятка прихожан за него вступились.

Повешение ведьм, гравюра 1650 года. Источник: Newcastle Libraries / chroniclelive.co.uk

Что было дальше:

  • Борцы з дьяволом не ограничились одним Салемом, «народная инквизиция» запылала в соседних городках и докатилась до Бостона. После этого в дело вмешались власти штата Массачусетс. Губернатор учредил Верховный суд штата, который начал постепенно отпускать арестованных. В мае 1693-го, всех заключенных по делу Салемских ведьм, кто еще был жив, освободили. Постепенно случаи припадков с детьми прекратились. Салем вернулся к привычной жизни, как будто ничего и не было.
  • Всего за этот год паники и истерии в тюрьме оказалось полторы сотни людей. 31 человека успели осудить, 19 — повесить, фермер Кори не перенес пыток, несколько человек умерли в тюрьме, не дожив до суда. Была и совсем невинная жертва — Сара Гуд родила в тюрьме, но ребенок не дожил до казни матери. Дальнейшая судьба Дороти неизвестна. По некоторым данным, после своего освобождения она скиталась по улицам Салема и умерла в возрасте 16 лет.
  • В 1702 году суд объявил казни незаконными, а в 1711-ом колония приняла закон, который признал невиновность пострадавших и даже выплатил их потомкам компенсацию. И только в 1957 году, более чем 250 лет спустя, штат Массачусетс формально извинился за события в Салеме.
  • Выражение «охота на ведьм» стало нарицательным. Во времена Холодной войны, в 1950-х, когда комиссия под руководством американского сенатора Джозефа Маккарти работала над выявлением скрытых коммунистов и агентов влияния, писатель Артур Миллер сказал: «Маккарти часто говорит то же, что говорили охотники на ведьм в Салеме».
Мемориал жертвам Салемской истерии в городе Данверс, где все началось. Источник: atlasobscura.com

Корень зла

Никто не знает, настоящую причину приступов у молодых людей не установили. Возможно, это было массовое отравление попавшим в муку грибком или вспышка редкой формы энцефалита. По одной из версий, ржаной хлеб оказался заражен спорыньей. Ситуацию усугубил особый менталитет пуританской общины, известной чрезвычайно строгими порядками, выраженной религиозностью и нетерпимостью.