Таинственный Роанок: куда исчезли первые английские поселенцы в Америке?

Мария Чаркина, Алексей Петюх

Историю затерянной колонии Роанок до сих пор пересказывают американские бойскауты, сидя у костра. Но это не детская страшилка, а реальные события. Четыре века назад более сотни англичан бесследно исчезли из своего поселения. WAS разбирается с версиями загадочного происшествия.

Конец 16 века — период активной колонизации Нового Света. К тому времени испанцы окончательно покорили Ацтекскую империю и закрепили свое влияние в Центральной и Южной Америке. Но восточное побережье Северной Америки оставалось неизведанным. Этим воспользовалась Англия. Набирающая силу страна мореплавателей отправила туда своих первых колонистов. Однако они пропали — как в воду канули. Дважды.

Первая попытка

Северная часть Нового Света не особо привлекала европейцев. Золота и богатств ацтеков и майя там не было, земли дикие и труднопроходимые. Но Англии важно было «застолбить место», ведь в 1585–1604 годах шла война с Испанией и даже небольшое поселение могло стать удобной военной базой, чтобы атаковать испанские колонии и грабить каравеллы.

Английская королева Елизавета I поручает колонизацию Нового Света своему фавориту сэру Уолтеру Рэли. У него было 10 лет на организацию поселения. Рэли был талантливым государственным деятелем, поэтом и предпринимателем. Сам он, впрочем, никогда не бывал в колониях — руководил процессом удаленно через доверенных лиц.

Первая экспедиция прибыла на остров Роанок 4 июля 1584 года, чтобы исследовать земли и установить отношения с местным населением — племенами секотан и кроатан. Все прошло успешно. И уже через год в Роанок прибывает сотня людей для начала масштабной колонизации. Их возглавлял друг Рэли — политик и корсар сэр Ричард Гренвилл.

Почти сразу новоприбывшие ссорятся с индейцами одного из соседних селений — англичане обвинили их в краже серебряной чаши. Колонисты сжигают поселение вместе с вождем. Так себе начало.

Английская карта восточного побережья Северной Америки от Чесапикского залива до мыса Лукаут, составленная в 1585 году Джоном Уайтом. Остров Роанок отмечен розовым цветом. Источник: British Museum, London

Уплыл, но обещал вернуться

Осенью 1585-го Гренвилл отправляется в Англию, оставляя в Роаноке 108 мужчин и один пинас. Он обещает вернуться в апреле следующего года, с продовольствием и женщинами.

Группа колонистов во главе с губернатором Ральфом Лейном сразу же занялась строительством форта и исследованием местности — они ищут большие поселения, в которых могут быть ценности. Но не находят. Постепенно их отношения с племенем секотан окончательно портятся. Индейцы готовят нападение, но англичане наносят упреждающий удар и убивают главного вождя Пемисапана.

Иллюстрация 1962 года, изображающая художественную реконструкцию форта, построенного Ральфом Лейном для колонии на Роаноке в 1585 году. Источник: Search for the Cittie of Ralegh / J. C. Harrington, 1962

Жизнь в Роаноке несносна. Пережить зиму было непросто — продовольствия постоянно не хватало, особенно после того, как индейцы стали враждебны к пришельцам. Весна закончилась, а Гренвилл все не возвращался. Проплывавший мимо сэр Фрэнсис Дрейк со своим корсарским флотом согласился забрать в Англию изнеможенных колонистов. Жители Роанока впервые привезли англичанам кукурузу, табак и картофель.

Колонисты разминулись с Ричардом Гренвиллом всего на пару недель. Он привез 400 человек, но обнаружил брошенную колонию и прощальную записку от первой группы. Впрочем, Роанок все равно следовало придержать для Рэли — Гренвилл оставляет 15 человек и отплывает в Англию.

Когда в июле 1587 года прибыла вторая группа из более чем ста колонистов, то нашла лишь кости одного человека. Индейцы-кроатан сообщили, что полтора десятка людей Гренвилла на острове Роанок были атакованы индейцами с материка. Большинству удалось бежать на лодке, но что с ними случилось потом уже никому не известно.

Деревня секотан на акварели Джона Уайта, 1585 год. Источник: British Museum, London

Второй заход

Изначально новые поселенцы планировали обосноваться на берегу Чесапикского залива в 150 км севернее, но штурман Симон Фернандес настоял, чтобы они остались на старом месте. Группа англичан заволновалась, но ее лидер — мореплаватель Джон Уайт — был решителен и распорядился, что все остаются на своих местах. Они должны осваивать новые земли во имя королевы и родной Англии.

Однако люди беспокоились о безопасности своего малочисленного поселения. Они уговорили губернатора колонии Уайта отправиться в Англию и попросить о подмоге. Он отплыл с минимальным экипажем, оставив на острове 115 человек, в том числе свою дочь с ее мужем и новорожденной внучкой Вирджинией Дэйр. Это был первый английский ребенок, родившийся в Новом Свете.

Уайт договорился, что если поселенцам будет угрожать опасность и они будут вынуждены уйти, то оставят знак — тамплиерский крест.

Вместо того, чтобы вернуться весной, Уайт смог прибыть в колонию только спустя 3 года — помешало обострение войны с Испанией. 18 августа 1590 года англичане прибывают в Роанок, но их никто не встречает. Мужчины, женщины и дети исчезли — без следов болезней, сражения или голода. Единственное, что оставили поселенцы — буквы «CRO», вырезанные на дереве, и слово «CROATOAN» — на одном из укреплений колонии. Уайт воспринял это как знак благополучного переселения колонистов — ведь нигде не было «креста опасности».

Джон Уайт находит сообщение «CROATOAN» в заброшенной колонии, 1590 год. Источник: The Lost Colony, engraving by William James Linton / New York : Scribner, Armstrong, and Company, 1876

Что могло случиться с людьми? Называем основные гипотезы:

1. Растворение

Еще с начала 17 века наиболее вероятной считается версия об ассимиляции колонистов среди близлежащих алгонкинских племен. Европейцы давно обратили внимание, что многие их собратья, пожив среди индейцев, не желали возвращаться назад к европейскому стилю жизни. Постепенно люди отказывались от европейской культуры и родного языка, перенимая обычаи и язык индейцев.

В современном городке Мантео на острове Хаттерас в 60 км от Роанока живут около 150 последних представителей племени роанок-хаттерас. Эти люди считают, что они — потомки племени кроатан и жителей Затерянной Колонии. А на востоке Северной Каролины популярны легенды о переселении кроатанов вместе с жителями Роанока вглубь материка. В конце 19 века за тамошними индейцами, известными в наши дни как лумби, среди которых давно были распространены европейские фамилии, даже официально признали название «кроатан» и происхождение от первых английских колонистов. Впрочем, сами эти аборигены выступали категорически против такого именования.

Так или иначе, но большинство современных историков считают самой вероятной именно гипотезу об ассимиляции жителей Роанока среди американских туземцев. Без своевременной поддержки из Европы это был единственный способ выжить. Правда, в каком именно племени растворились колонисты и какова была их дальнейшая судьба — неизвестно. Впрочем, существуют версии, которые предлагают ответы и на эти вопросы.

Индейцы-поухатаны с острова Роанок, рисунок Джона Уайта, 1585 год. Источник: British Museum, London

2. Переселение и нападение

Ирландский исследователь истории Америки Дэвид Бирз Квин выдвинул гипотезу, что колонисты со временем переселились в район Чесапикского залива. Они могли использовать пинас и лодки, чтобы перебраться к своему первоначальному месту назначения. На Роаноке осталась небольшая группа, чтобы дождаться Уайта. Он так долго не возвращался, что даже эта кучка людей ушла жить к племени кроатан.

Большая же часть колонистов около 20 лет мирно жила среди племени чесапик. Пока на их совместное поселение не напали индейцы поухатаны. Историк ссылается на книгу 1612 года, в которой один англичанин описывает свою жизнь в Виргинии. Этому путешественнику было известно, что поухатанский вождь Вахунсунакок напал на чесапиков и беглецов из Роанока, желая истребить их. Якобы — по наущению шаманов, предсказавших, что на берегах Чесапикского залива возникнет народ, который отберет у индейцев земли.

Эта версия может объяснить почему на Роаноке не было следов нападения, а также — почему англичанам позднее не удалось найти следов своих пропавших собратьев. Ее критикуют за чрезмерную зависимость от одного исторического источника.

Воин индейцев секотан в Северной Каролине, акварель Джона Уайта, 1585 год. Источник: British Museum, London

3. Заговор против Рэли

Причиной неудачи колонии Роанок могли быть политические интриги королевского двора. Антропологиня Ли Миллер считает, что глава английской разведки могущественный сэр Фрэнсис Уолсингем (1532–1590) был заинтересован в том, чтобы сорвать колонизационный проект Уолтера Рэли. Последний благоволил протестантским сепаратистам, которых было немало среди его колонистов, и вообще мешал грандиозным планам Уолсингема. Частью заговора были и высадка в 1587-м на проблемном Роаноке вместо побережья Чесапикского залива, и задержка подмоги Уайта до 1590 года.

По мнению Миллер, со временем колонисты разделились: меньшая часть переселилась к кроатанам, а большая — ушла искать счастья на материк, где их приняло племя чованок. Однако вскоре гостеприимных индейцев начали косить европейские болезни — племя ослабело и стало жертвой агрессии сурового народа эно. Выживших захватили в плен и продавали окружающим племенам как рабов — так белые колонисты рассеялись по всему региону.

Не в пользу гипотезы Миллер говорит тот факт, что Уолсингем оказывал значительную финансовую поддержку колонизации Рэли. Или это тоже — лишь отвлекающий маневр английского «отца шпионажа»?

Сэр Уолтер Рэли. Миниатюра Николаса Хиллиарда, 1585 год. Источник: National Portrait Gallery, London

4. Тайный бизнес Рэли

Историк Филипп Макмуллан и археолог-любитель Фред Виллард считают, что и Чесапикский залив как запланированная точка высадки, и потеря связи с колонией были дезинформацией для прикрытия тайной бизнес-миссии. Основываясь на местных преданиях о заброшенном поселении Бичлэнд и находках в этих местах старинных гробов с христианской символикой, исследователи считают, что в 1587-м Рэли велел высадить людей на побережье у реки Аллигейтор для сбора ценного ароматического сырьясассафраса.

В тайную колонию периодически прибывали корабли, чтобы вывезти сассафрас в Европу. Это продолжалось до смерти Рэли в 1618 году, после чего экспедиции прекратились, а поселенцы постепенно ассимилировались среди индейцев кроатан.

Главное слабое место этой версии: цены на сассафрас в Европе подскочили только в конце 1590-х годов. Надо быть провидцем, чтобы затеять такой бизнес в 1580-х.

Изображение сассафраса (Sassafras albidum) в работе Николя Монардеса, 1574 год. Источник: Primera, segunda y tercera partes de la historia medicinal de las cosas que se traen de nuestras Indias Occidentales, que sirven en medicina, p. 51.

5. Попытка возвращения

Целый ряд исследователей допускает, что оказавшиеся без внешней поддержки несчастные колонисты могли попробовать вернуться в Европу. В конце концов у них был парусный пинас и, вполне вероятно, — умелые моряки. Теоретически такой небольшой корабль все-таки мог совершить трансатлантический переход. Прецеденты были.

В 1563 году французским поселенцам на грубо сработанном самодельном корабле удалось успешно вернуться в Европу из Нового Света. Еще жители Роанока могли отправиться вдоль побережья Америки на север — к заливу Мэн, где надеялись встретиться с английскими судами.

Впрочем, пинаса точно не хватило бы, чтобы взять на борт всех колонистов да еще и с достаточным количеством припасов. Возможно, они могли бы построить второй корабль и попытать счастья с этой мини-флотилией. В любом случае никто из поселенцев Роанока не вернулся в Европу — либо они погибли в океане, либо были вынуждены обустраивать жизнь в другом месте американского побережья.

6. Нападение испанцев

В испанских документах конца 16 века можно обнаружить множество упоминаний о колонизационных потугах Рэли и основанных по его инициативе поселениях. Испанцы претендовали на власть практически во всей Северной Америке и не признавали права англичан на колонизацию Нового Света. Они знали о планах Англии в 1587-ом создать базу в Новом Свете. Знали и опасались этого — англичане с базой стали бы еще большей угрозой для испанских колоний.

Доподлинно известно, что Испанская империя искала новую английскую колонию. И теоретически вполне могла найти и уничтожить ее. Однако в Роаноке в 1590-м не обнаружили следов каких-либо сражений. Кроме того из испанских архивов мы знаем, что в 1600 году упорные кастильцы по-прежнему искали злосчастную колонию. Значит раньше ее так и не нашли.

Что было дальше?

После неудачи с Роаноком сэр Волтер Рэли так и не смог основать другое поселение в Америке. Он попал в королевскую немилость, а после смерти Елизаветы I и вовсе — в тюрьму. В 1618 году, после освобождения и неудачной экспедиции в Южную Америку, этого незаурядного человека казнили по приказу короля Якова I.

Первая успешная английская колония появилась в 1607 году чуть севернее острова Роанок — на берегу Чесапикского залива — там, где изначально планировал обустроить своих поселенцев Рэли. Это был Джеймстаун — первая столица Виргинии, одним из основателей которой был Джон Смит, романтический избранник Покахонтас.

Сейчас там — музей под открытым небом — сам город пришел в упадок в конце 17 века после перенесения столицы колонии в Уильямсберг. К тому времени присутствию англичан в Северной Америке уже ничего не угрожало.