А теперь — горбатый! 5 государственных лидеров с физическими изъянами

Рост Дмитрия Медведева и смешной зачес Дональда Трампа — это по историческим меркам вообще не проблемы.

1.

Карлос II Зачарованный, король Испании в 1665—1700 годах

Жертва кровосмесительных браков династии Габсбургов (отец Карлоса был мужем и одновременно дядей его матери). Родился с непропорционально большой головой. Аномально длинные нижняя челюсть и язык мешали членораздельно говорить и жевать. Букет других болезней в дополнение: от эпилепсии до размягчения костей. Вынужден был взойти на престол, как единственный выживший из пяти сыновей Филиппа IV.

В народе короля прозвали Карлосом Зачарованным, поскольку лечить его пытались изгнанием дьявола. Испания тяжело пережила правление человека, государственным делам предпочитавшего игры с придворными карликами. Карлос умер в 38 лет, не оставил наследников и стал последним Габсбургом на испанском престоле.

Karlos II Zacharovannyiy
Карл II Испанский с рождения был инвалидом: он с трудом разговаривал и жевал пищу. Источник: Royal Collection Trust / royalcollection.org.uk
Karlos II Zacharovannyiy
Карлос II Зачарованный. Источник: Royal Collection Trust / royalcollection.org.uk

2.

Вильгельм II, король Пруссии в 1888—1918 годах

Первый из восьмерых детей Фридриха Прусского и английской принцессы Виктории появился в результате тяжелых родов. Его левая рука была короче правой на 15 см и не могла даже взять вилку из-за разрыва плечевого нерва. Вильгельм носил аппарат для вытягивания руки и корсет для поддержания шеи. Одеваться ему надо было при помощи камердинеров.

В зрелом возрасте после долгих лет тренировок кайзер научился держать левой рукой легкие предметы, но так и не смог поднимать их. Свой недостаток король пытался скрывать одеждой с рукавами разной длины и грамотным выбором позы при фотографировании. Физические недостатки воспитали у Вильгельма волевой характер, но сделали его довольно замкнутым.

Vilgelm II, 1889 g.
Вильгельм II, 1889 г. Фото: Flickr/the lost gallery
Vilgelm II, 1913 g.
Вильгельм II, 1913 г. Фото: Miscellaneous Items in High Demand / Library of Congress

3.

Франклин Рузвельт, президент США в 1933—1945 годах

За 12 лет до избрания президентом на первый срок Рузвельт заболел полиомиелитом, и его ноги парализовало. Вопреки инвалидности, избирался президентом четыре раза и успешно руководил страной в тяжелые годы Великой депрессии и Второй мировой войны.

При отсутствии телевидения многие американцы даже не подозревали, что Рузвельт не может ходить. Президент редко фотографировался в инвалидной коляске, и даже на памятниках его изображали в полный рост. Только в 2001 году была открыта статуя президента на коляске.

Franklin Ruzvelt, 1941 g.
Франклин Рузвельт, 1941 г. Фото: Margaret Suckley / FDR Presidential Library & Museum
Memorial Franklina Ruzvelta
Мемориал Франклина Рузвельта. Архитектор Лоуренс Хальприн. Фото: Ingfbruno / Мемориал Франклина Делано Рузвельта / CC BY-SA 3.0

4.

Ким Ир Сен, лидер КНДР с 1948 до 1994 года

Основателю, «великому вождю» и «вечному президенту» северокорейского государства поклонялись миллионы, а он при этом старался скрыть огромную опухоль на шее. Фотографам запрещалось снимать его с правой стороны. Костная доброкачественная опухоль стала видна в 1980-х годах, тогда же у Ким Ир Сена появилась привычка избегать камер.

Kim Ir Sen
Ким Ир Сен. Фото: Manek Attila / MTI

5.

Михаил Горбачев, генсек СССР 1985—1991

Пятно стало визитной карточкой советского лидера, которому в народе давали клички вроде «Миши Меченого». Это была доброкачественная опухоль — врожденная капиллярная гемангиома. Совершать манипуляции с ней опасно, поэтому удаляют гемангиому только в случае ее быстрого роста.

Уже после ухода из политики Горбачев рассказывал, что отказывался от удаления пятна, поскольку не считал его уродливым. Но газетные ретушеры сводили пятно со лба члена Политбюро ЦК КПСС до тех пор, пока это не стало бесполезным — люди увидели отметину по телевидению.

Газета «Правда», 14 октября 1986 г.
Mihail Gorbachev. XX s'ezd VLKSM
Михаил Горбачев. XX съезд ВЛКСМ. Фото: Владимир Вяткин / RIA Novosti archive / CC-BY-SA 3.0