Настоящие амазонки: отделяем правду от вымысла

Михаил Фомин

Античные авторы описывают амазонок как прекрасных дев — с развевающимися длинными волосами, в легких шлемах и эротичных одеяниях. Но судя по археологическим находкам, жизнь у воительниц была непростой — в бою их рубили как мужиков.

ЛЕНЬ ЧИТАТЬ? ТОГДА ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И СМОТРИТЕ ВИДЕО.

В 2018 году на Мамай-горе (Запорожская область) археологи обнаружили довольно интересное захоронение 4 века до нашей эры. Среди погребального инвентаря были элементы военного снаряжения. Для могил скифских воинов это обычное дело, но открытое погребение принадлежало женщине.

Кроме того, рядом с усопшей обнаружили бронзовое зеркало, лекифы, украшения. Кем же была эта девушка — модницей или воительницей? Одно другому не мешает.

Античные авторы об амазонках

История древнего мира пестрит упоминаниями о неких бесстрашных женщинах–воительницах. Греки использовали термин «амазонка», что переводится как «безгрудая» (ἀ — без, μαζός — грудь).

Одним из первых об амазонках упоминает древнегреческий поэт Гомер в «Илиаде». Отряд женщин-воинов под предводительством царицы Пентесилеи сражался на стороне троянцев. Ахиллес смог убить правительницу амазонок, их дух был сломлен и они ушли. Среди подвигов Геракла упоминается история про пояс царицы амазонок Ипполиты. Она была убита, а ее пояс преподнесен в дар царю Еврисфею. В ответ амазонки вторглись в Аттику.

Сюжет амозономахии был одним из самых популярных в древнегреческом искусстве. Он неоднократно встречается в росписях ваз и скульптурных рельефах. Примерами могут быть элементы фриза Парфенона и сокровищницы афинян в Дельфах, рельефы храма Аполлона в Бассах, храма Артемиды в Магнесии и святилища Асклепия в Эпидавре.

Древнеримский ученый и писатель 1 века н. э. Плиний Старший указывал, что при создании статуй амазонок для храма Артемиды в Эфесе соревновались четыре великих скульптора: Поликлет, Фидий, Кресилай и Фрадмон. И такая честь неспроста. Древнегреческий поэт Каллимах писал, что именно амазонки основали Эфес и поставили статую Артемиды у огромного дуба:

И амазонок народ, возлюбивший брани, у брега,
Подле Эфеса поставил тебе кумир деревянный
В сень священного дуба, и жертвы Гиппо сотворила.
Но остальные плясали вокруг, о владычица Упис,
Бранную пляску сперва, щитами вращая, а после
Хоровод по кругу вели; пронзительный голос
Им подавала свирель, чтоб в лад они били стопами

Гимн Каллимаха III, ‘К Артемиде’, приблизительно 260 год до н.э.

Древнегреческий кратер (сосуд) с изображением амазонок, Южная Италия,  330-320 гг. до нашей эры. Фото: Ad Meskens / Musée Royal de Mariemont / CC BY-SA 4.0

В историях, связанных с Александром Македонским упоминается о его встрече с царицей амазонок Фалестрой. В письме матери он писал, что «амазониды, значительно превосходящие ростом прочих женщин, отличающиеся красотою и здоровьем… сообразительностью и остроумием».

Такое количество упоминаний не могло возникнуть на пустом месте. Если собрать и проанализировать информацию из древнегреческих мифов и легенд, из сочинений историков и литераторов можно прийти к некоторым заключениям.

Королева амазонок  Фалестра в лагере Александра Македонского, картина Иоганна Георга Платцера, 18 век. Источник: Christie's / Wikimedia Commons

Согласно мифам, амазонки произошли от бога войны Ареса и нимфы Гармонии. Почитали Ареса и Артемиду, а так же поклонялись Зевсу, Посейдону и Гефесту. Жили они на реке Фермодонт у города Фемискира, по другой версии — на берегах Меотиды. Для продолжения рода они вступали в браки с чужеземцами. Родившихся от брака мальчиков они отдавали отцам, а девочек оставляли себе. Вооружение их вполне соответствовало скифскому: лук, боевой топор, легкий щит. Одежду и шлемы изготавливали себе сами.

Схватка гиппея (древнегреческого всадника) с амазонкой, вооруженной лабрисом. Византийская мозаика, Антиохия (Антакья, Турция), 4 век н.э. Фото: Jacques MOSSOT /  Louvre / CC BY-SA 4.0

Наиболее полный рассказ о девах-воительницах сохранился у Геродота. Первый известный греческий историк собрал немало информации об амазонках, когда посещал город-полис Ольвию. Местные истории и предания легли в основу 4 тома «Истории». Ученый писал, что амазонки выжигали девочкам правую грудь, чтобы не мешала стрелять из лука, но это  лишь легенда. На сохранившихся изображениях — девушки без физических увечий.

Согласно «отцу истории», скифы называют амазонок ойорпата — «мужеубийца». Амазонки «ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях». Уже в нашей эре Гней Помпей Трог писал, что девочек они «приучали не к безделью или обработке шерсти, а к оружию, лошадям и охоте». В свою очередь Помпоний Мела указывал, что они «…занимаются теми же делами, что и мужчины, не освобождаются от военной службы. Мужчины служат в пехоте и в сражении мечут стрелы, а женщины вступают в конные стычки и сражаются не железным оружием, а накидывают на врагов арканы и умерщвляют их затягиванием».

Большую часть года девушки исполняют все работы сами — пашут, сеют, занимаются садоводством, ухаживают за лошадьми. Самые сильные из них, по утверждению Страбона, «занимаются главным образом охотой на лошадях и военными упражнениями».

Амазонки носили мужскую одежду, при этом она была цветной. Большинство авторов утверждали, что замуж девушки могли выйти только после того, как убьют трех врагов. Некоторые так и доживали до старости в девичестве, потому что не смогли выполнить этого требования. Выйдя замуж, амазонка по сведениям Гиппократа «перестает ездить верхом, пока не явится необходимость поголовно выступать в поход».

Есть и совершенно другое мнение: ученик Аристотеля Палефат в книге «О невероятном» утверждает, что амазонки — это мужчины, которые бреют бороды и «носят хитоны до пят, а на головах — митры».

Ипполита (царица амазонок) и Геракл, фрагмент греческого терракотового кратера из Апулии (современный юго-восток Италии), 330–310 гг. до н.э. Источник: Metropolitan Museum of Art

Археология об амазонках

Такое обилие письменных источников нашло отражение и в памятниках археологии. Материалы раскопок  подтверждают, что в скифское время погребения женщин с оружием были широко распространены по всей территории юга Восточной Европы. Около 10 % женских погребений принадлежат воительницам. Погребения свидетельствуют и о социальном расслоении. Существуют богатые комплексы скифских цариц, но в большинстве воительницы представляли условный «средний класс».

Погребение скифской воительницы, Мамай-гора, Запорожская область, примерно 4 век до н.э. Фото: Мамай-Гора / Facebook
Погребение скифской воительницы, Мамай-гора, Запорожская область, примерно 4 век до н.э. Фото: Мамай-Гора / Facebook

В основном могилы женщин-воинов относятся к 5 — середине 4 века до нашей эры. Они больше распространены в Причерноморских и Приазовских степях. Можно выделить три основных района. Значительная часть могильников была открыта в северо-западном Приазовье. Небольшая группа была исследована на левобережье Нижнего Днепра. Больше всего захоронений обнаружили вдоль правого берега Днепра, на участке от порогов до устья реки Базавлук.

Встречаются и в других местах. Так, в 2017 году на севере Армении археологи обнаружили погребение 20-летней девушки. Ее с почестями похоронили около 2600 лет назад. Судя по специфическому развитию плечевого пояса, грудных и дельтовидных мышц, она была лучницей. Выраженный мышечный рельеф бедер и ног свидетельствуют о том, что девушка много ездила верхом. В одном из сражений она была ранена в колено, где остался наконечник стрелы. А в последнем бою она дралась до последнего — девушка получила три ранения различными видами оружия. На бедрах найдено две отметины от мечей, а левая нога была практически отрублена. Ученые предполагают, что эти смертельные раны молодая воительница получила в бою с несколькими противниками.

В декабре 2019 года археологи обнаружили захоронение дев-воительниц в одном из курганов могильника Девица в Воронежской области. По словам археологов, захоронению около 2500 лет. В нем нашли четыре женских скелета: две молодые женщины, девочка-подросток и дама 45–50 лет. Вместе со скелетами нашли наконечники стрел, элементы конской сбруи, копья, ножи и амфору с костью лошади — остаток от похоронной тризны. Лоб старшей амазонки украшал калаф — головной убор из золотых пластин с орнаментом. Археологи считают, что женщины были погребены с теми предметами, которыми пользовались при жизни. Более того, одна из женщин была специально похоронена в позе всадника, чтобы подчеркнуть род ее деятельности. Непонятно, почему женщины разного возраста были погребены в одной могиле. Причину их смерти пока установить не удалось.

В 2019 году в Острогожском районе Воронежской области было найдено погребение чётырех скифских «амазонок», старшая из которых была похоронена в парадном головном уборе – калафе. Это и первое захоронение, в котором калаф был надет на голову женщины-воительницы. Фото: ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ РАН / https://www.archaeolog.ru/

Собираем пазлы

Антропологические исследования позволяют сделать вывод, что амазонки не отличались от остального населения Скифии, нет и особенностей в погребальном обряде. Их возраст колебался в очень широком диапазоне — от 16 до 60 лет. Но около половины могил принадлежат молодым женщинам 25–35 лет. 10% погребенных женщин с оружием — преклонного возраста.

Судя по находкам из погребений, амазонки были вооружены луками с набором стрел, у многих были копье и/или дротики. Мечи встречаются не часто. Они почти не использовали доспехов и боевых поясов, хотя о последних часто упоминают античные авторы. Набор оружия позволяет предположить, что женщины воевали в составе легкой кавалерии.

Об их внешности можно судить лишь по сохранившимся произведениям античного искусства. Статуи и рельефы изображали, как правило, молодых девушек с развевающимися длинными волосами, но встречаются и в легких шлемах. Они носили короткие одеяния, подобные греческим. В росписях ваз амазонки, в большинстве случаев, соответствуют описаниям Геродота. Девушки одеты в мужской «персидский» костюм, который облегает стройную фигуру, босые или в коротких сапожках-скификах, на голове скифская шапка в форме колпака. Встречаются изображения сражающихся амазонок, как верхом, так и в пешем строю.

Несмотря на то, что сами амазонки как культурное явление исчезли, память о них сохранялась и передавалась из поколения в поколение. Мы не можем знать наверняка, насколько эта память исказилась с веками. И все же памятники искусства, античные произведения и погребения позволяют делать осторожные выводы.