20 апреля началась артиллерийская подготовка, которая снесла здания в Ипре до фундаментов. К 17:00 22 апреля германские орудия загнали канадцев и Алжирскую французскую дивизию в блиндажи, воронки, укрытия. Затем стелящийся по земле хлор тягучим зеленовато–желтым облаком заполнил низины и ямы.
Симптомы поражения: жжение глаз и легких при вдохе, рвотные спазмы, кашель. Люди начали задыхаться, терять сознание или метаться, в панике бросая оружие. Алжирская дивизия побежала в тыл, оставив на поле боя орудия.
Зато канадцы, несмотря на тяжелые потери, удержались. Их пушки прямой наводкой ударили по противнику, наступающему цепями с примкнутыми штыками. Это не дало обвалиться всей линии обороны.
Газ поразил 15 тысяч французских и канадских солдат. 33 % погибли на месте, задохнувшись или захлебнувшись рвотой.
Немцы тоже попали под действие отравляющих веществ: их пропитанные сульфитным раствором маски из очесов льна недостаточно хорошо защищали от хлора. Смертельных потерь они избежали, но скопления газа в зараженных низинах жгли глаза и мешали вести прицельный огонь.
Из-за слабой обученности химических батальонов немцев где-то газ не рассеялся, где-то был пущен не синхронно. К тому же, наступающие солдаты боялись своего нового оружия. Все это дало время Антанте перебросить подкрепления, и не дать немцам развить тактический успех.
Военно-политический блок России, Франции и Великобритании