Действующий судмедэксперт оценил, как 40 лет назад расследовали гибель Владимира Ивасюка

18 мая 1979 года в лесу подо Львовом нашли висящее в петле тело Владимира Ивасюка. Автор суперхитов «Червона рута», «Водограй», «Я піду в далекі гори» пропал тремя неделями ранее. Советская милиция заключила, что он повесился, но поверили далеко не все. Версия об убийстве композитора сотрудниками КГБ имеет такую поддержку, что в независимой Украине расследование перезапускали уже дважды.

В ожидании очередного прекращения официального следствия, WAS показал судмедэксперту Киевского городского клинического бюро судебно-медицинской экспертизы Елизавете Апанасенко материалы уголовного дела сорокалетней давности. «Как обстоятельства смерти, зафиксированные в 1979 году, выглядят с точки зрения современных методик?» — таким был наш вопрос.

1.Первые и последние тридцать лет

Ивасюка уверенно называют самым популярным украинским композитором в СССР эпохи застоя. Владимиру было только 22, когда его песня победила на главном музыкальном конкурсе страны. На съемках «Песни-71» в Москве он исполнил «Червону руту» вместе с Назарием Яремчуком и Василием Зинкевичем. В том же году была снята короткометражка «Червона рута» с Зинкевичем и Ротару в главных ролях, а собранный в Черновцах ансамбль «Червона рута» сопровождал Софию Ротару в первых ее гастролях по Союзу. В следующем году выйдет первая сольная долгоиграющая пластинка Ротару, по заглавной песне ее тоже назовут «Червоной рутой».

За тридцать лет жизни Ивасюк напишет более ста песен и еще не раз сможет повторить первый успех. Его «Водограй» победит на «Песне-72» и на международном конкурсе «Сопот-74»; «У долі своя весна» — на «Сопоте-77». Владимир был популярен в народе, получал хвалебные рецензии в газетах, имел признание среди коллег.

Его отец, писатель Михаил Ивасюк, был репрессирован и 1939–1946 годы провел в ГУЛАГе. По этой причине семья могла числиться неблагонадежной, однако власть никогда не шельмовала композитора. Наоборот, отпускала в заграничные поездки, выдала квартиру, щедро оплачивала песни и выступления.

Владимир не был замечен в диссидентстве и никогда открыто не высказывался против советского строя. Нет убедительных объяснений, за что в застойные 1970-е годы КГБ мог приговорить Ивасюка к внесудебной казни, замаскированной под самоубийство.

Впрочем, повесить человека в лесу способны не только агенты спецслужб.

Фото из материалов уголовного дела о смерти Владимира Ивасюка
Фото из материалов уголовного дела о смерти Владимира Ивасюка

2. Странгуляционная борозда неоднозначна

Советское следствие пришло к выводу, что Владимир Ивасюк убил себя сам — повесился на поясе от плаща.

«Ширина петли на шее и на свободном конце разная: от 3 см до 4 см. После снятия петли на шее обнаружена циркуляционная вдавленная странгуляционная борозда, которая расположена: спереди — выше верхнего края щитовидного хряща, сзади — по границе оволосения, на боковых поверхностях шеи слева на 4 см от угла нижней челюсти, справа — на 1 см ниже угла нижней челюсти. Ширина борозды спереди 1 см, на боковых поверхностях справа — 2 см, слева — 1,5 см. Справа, сзади, на границе оволосения борозда расширяется. Поверхность борозды плотная, серо-жёлтого цвета, гладкая. Выражены боковые валики борозды», — записали в 1979 году.

По фотографии видно, что след от пояса замкнутый, то есть идет по всей окружности шеи без разрывов. Это считают признаком насильственного удушения, так как в процессе самоповешения тело тянет удавку вниз, из-за чего она не прилегает к шее сзади и не формирует там борозду. Но не все так просто.

Мнение судмедэксперта:

— Замкнутая странгуляционная борозда характерна для убийств, однако в данном случае на ее форму повлиял материал удавки, сделанной из пояса плаща.

Тонкая плащевая ткань под тяжестью тела образовала что-то вроде шнурка, который мог полностью замкнуться на шее и в случае самоубийства.То, что по фото можно принять за вторую борозду, является следствием посмертных процессов. Тело распухло, потом начало уменьшаться, и воротник одежды оставил след на шее.

Фото из материалов уголовного дела о смерти Владимира Ивасюка
Фото из материалов уголовного дела о смерти Владимира Ивасюка

3. Изучены не все повреждения на теле

Аргументом в пользу официальной версии о самоубийстве было отсутствие на теле композитора прижизненных повреждений и следов борьбы. В большинстве случаев жертвы инстинктивно сопротивляются убийцам, получая в процессе синяки, ссадины и даже увечья.

После смерти Ивасюка ходили слухи, будто на теле нашли следы пыток, пальцы были поломаны, лицо сильно повреждено. Однако на фотографиях и в записях экспертов нет ничего подобного. Потемневшая кожа на лице и руках указывает лишь на гниение тела. Впрочем, вопросы остались.

«На передней и задней поверхностях правого предплечья, передней поверхности левого предплечья, внутренней поверхности левой голени имеется 11 ссадин овальной и округлой формы, размерами от 1,0×0,5 см до 0,5×0,3 см красно-синюшного цвета, с мелкими обрывками эпидермиса на поверхности», — записано в деле 1979 года. Эти повреждения упоминаются в заключении экспертов один раз, и больше к ним не возвращаются. Что это были за ссадины, и как Ивасюк их получил?

Мнение судмедэксперта:

В целом, гнилостные изменения характерны для тела, которое 2-3 недели провело в определенных погодных условиях. Погода мая 1979 года на Львовщине известна, и тут ничто сомнений не вызывает. А вот ссадины — вызывают. О них известно только то, что они были. В имеющихся документах нет упоминаний о попытках прояснить их природу, по типу гистологической экспертизы. Такие повреждения могли возникнуть и до, и после смерти.

— Ссадины могут говорить и о прижизненном физическом воздействии, но могут быть результатом деятельности насекомых. Сейчас уже сложно сказать наверняка.

Фото из материалов уголовного дела о смерти Владимира Ивасюка
Фото из материалов уголовного дела о смерти Владимира Ивасюка
Фото из материалов уголовного дела о смерти Владимира Ивасюка
Фото из материалов уголовного дела о смерти Владимира Ивасюка
Фото из материалов уголовного дела о смерти Владимира Ивасюка
Фото из материалов уголовного дела о смерти Владимира Ивасюка
Фото из материалов уголовного дела о смерти Владимира Ивасюка

4. Опознание было небрежным

Ивасюка в неизвестном повершенном сначала узнал преподаватель Львовской консерватории Лешек Зигмундович Мазепа, потом опознание провели родители Владимира.

Львовяне пересказывали друг другу, что труп был сильно изуродован, поэтому мать искала на нем родинки или шрамы. Материалы уголовного дела говорят о другом: профессор Мазепа и родственники сразу узнали Ивасюка. Это полностью удовлетворило следователей, и настойчивости в идентификации тела они проявлять не стали.

Мнение судмедэксперта:


Люди ошибаются при опознании, бывает. Тело находилось в лесу около трех недель, и гнилостные процессы сильно исказили лицо. Опознание родственниками — важный факт, но следствию стоило подтвердить его хотя бы дактилоскопией. Музыкант наверняка оставил на инструментах множество отпечатков пальцев, которые можно было сравнить с отпечатками мертвого мужчины. Странно, что следствие это проигнорировало, полностью положившись на мнение преподавателя и родителей погибшего.

Фрагмент протокола опознания из материалов уголовного дела о смерти Владимира Ивасюка

5. Алкоголь искали, но найти не могли

Экспертиза тела не обнаружила следов алкоголя в организме Ивасюка. Так и должно быть. Непонятно другое, зачем вообще следствие дало экспертам задание искать алкоголь.

Мнение судмедэксперта:

Факт отсутствия алкоголя в крови и моче погибшего в данном случае не дает следствию ничего. За 3 недели, пока тело пробыло в лесу, от алкоголя не могло остаться и следа. Мы не можем точно определить, был погибший трезв или пьян перед наступлением смерти.

Фрагмент экспертизы из материалов уголовного дела о смерти Владимира Ивасюка
Фрагмент экспертизы из материалов уголовного дела о смерти Владимира Ивасюка

6. Главный подозреваемый — депрессия

Одним из ключевых доводов в пользу версии самоубийства было психическое расстройство Ивасюка. В апреле 1977 года «скорая помощь» привезла его в стационар Львовской областной психиатрической больницы. Со слов пациента врач записал: «Более двух лет тому назад появилась бессоница, упала работоспособность, ранее мог что-то делать в послеобеденное время, сейчас полностью нетрудоспособен, лечился у неврологов — безрезультатно. Последнее время всё чаще думает о самоубийстве. Обследовано: в глазах глубокая тоска, на вопросы отвечает замедленно, неохотно. Жалуется, что не может ничего делать, нет ясности в работе, пропал интерес к жизни. Сейчас думает о том, что вероятно, нужно уйти из жизни. Отмечает некоторое изменение отношения окружающих к нему в худшую сторону».

Лечили Ивасюка нестандартно. В больнице он провел 49 дней, и в первые недели состояние не улучшалось. Назначенные при поступлении микродозы лекарств повышали постепенно. Есть предположение, что дозы ниже минимальных Ивасюк получал потому, что в действительности не страдал психическими расстройствами, а скрывался от чего-то в больнице или хотел коррупционным путем получить справку о болезни. Эта версия не может объяснить, зачем симулянту проводить в стационаре два месяца и со временем принимать все большие дозы препаратов.

Эпикриз из Львовской областной психиатрической больницы. Материалы уголовного дела о смерти Владимира Ивасюка

7. Попытка выводов

В 1979 году дело закрыли уже через два месяца после обнаружения тела. Скорее всего, результаты судебно-медицинской экспертизы следствие сочло однозначными и никакие другие версии, кроме самоубийства, больше не рассматривались.

Мнение судмедэксперта Елизаветы Апанасенко:

Имеющиеся материалы подводят к версии о самоубийстве. Никаких характерных признаков убийства нет. Хотя в процессе экспертизы заметна некоторая небрежность, в общем, как для 1970-х годов, она проведена неплохо. Сейчас бы эти результаты считались неполными, но в то время не были доступны многие современные методы, включая анализ ДНК. Оснований считать смерть Ивасюка убийством я не вижу. Впрочем, для однозначного вывода материалов недостаточно.

В 2009 году, спустя тридцать лет после смерти Ивасюка, делом внезапно заинтересовалась украинская прокуратура. Новых результатов повторное расследование не дало, и документы опять отправили в архив.

Можно только удивляться, какими настойчивыми порой бывают украинские правоохранители. Вопреки хорошо обоснованному в 1979 году выводу о самоубийстве и неудачной попытке доказать обратное в наше время, поиски возможных убийц Владимира Ивасюка снова возобновились в 2014-м.

В 2018-м начальник следственного отдела прокуратуры Львовской области Владимир Базалюк рассказал в интервью, что дело открыто по п. 12 части 2 статьи 115 Уголовного кодекса Украины «Умышленное убийство, совершенное по предварительному сговору группой лиц». На тот момент рассматривались сразу шесть версий. Больше никакие известия от следственной группы не поступали.