Два главных провала АНБ: Почему они не стали победами КГБ?

Полвека разделяет истории побегов в Москву сотрудников Агентства национальной безопасности США Сноудена, Мартина и Митчелла. При этом они удивительно схожи в деталях. Все начинается с идеализма, а заканчивается просьбой «Пустите домой!»

Надо признать, что американской контрразведке было сложно предотвратить оба громких слива. Источниками утечки стали не оперативники или чиновники спецслужб, а технический персонал. Эдвард Сноуден — программист, специалист по сетевой безопасности АНБ и ЦРУ; Уильям Мартин и Бернон Митчелл — математики в дешифровальном отделе АНБ. Все трое были винтиками системы, одними из тысяч, и не обращали на себя особого внимания.

Однако доступ к государственным тайнам они имели на уровне высших офицеров секретных служб, а возможностей предать — гораздо больше.

Office of the NSA in 1968
Офис Агентства национальной безопасности в 1968 году. Источник: National Security Agency
National Security Agency, Operations Building 1
Агентство национальной безопасности, здание №1,1950-е годы. Источник: National Security Agency
i

Эдвард Сноуден родился в 1983 году. Отец и дед служили в Береговой охране США, мать и сестра — юристы. Изучал информатику, пошел в армию, чтобы служить в Ираке. Работал сисадмином в АНБ, затем в отделе информационной безопасности ЦРУ. По данным Spiegel, Сноуден — буддист и вегетарианец.

Прозрение идеалистов

К моменту побегов, которые в итоге привели американцев в Москву, всем было около тридцати. Сноудену, Мартину — 29, Митчеллу — 31 год. Каждому понадобилось не больше пары лет службы, чтобы расстаться с иллюзиями по поводу миссии и методов спецслужб США.

Сноуден все понял в 2007—2009 годах, когда под дипломатическим прикрытием работал на ЦРУ в Швейцарии. Больше времени ему понадобилось, чтобы решиться на преступление и разгласить подробности американских программ электронной слежки. Считая, что ничего не добьется в рамках своей компетенции, Эдвард даже не пытался действовать легально.

Мартин и Митчелл поначалу наивно пытались обратиться к американским властям. Через два года работы в АНБ, в 1959-м, математики сообщат конгрессмену Уэйну Хейсу о спецпрограмме, по которой американские самолеты нарушали границы СССР для выявления радарных станций.

Конгрессмена выбрали неудачно. В 1976 году политическую карьеру Хейса завершит секс-скандал: он разведется с женой, женится на своей секретарше, а в секретарши возьмет любовницу. Это был не тот человек, который стал бы добиваться огласки незаконных действий организации настолько секретной, что ее английскую аббревиатуру NSA расшифровывали как No Such Agency (Нет такого агентства).

Wayne Hays, member of the United States House of Representatives
Конгрессмен от Огайо Уэйн Хейс, 1961 год. Источник: U.S. Congress
Edward Snowden speaking at the 2015 International Students for Liberty Conference
Эдвард Сноуден выступает на конференции «Студенты за свободу» в 2015 году. Источник: Gage Skidmore / Flickr

Бернон Митчелл родился 1929 году, Уильям Мартин — в 1931-м. Со своим будущим другом Мартином познакомился на службе в ВМС США. Парни были похожи по характеру и интересам. После армии оба изучали математику в колледже, а в 1957-м получили предложение работать в АНБ и начали изучать криптографию. На досуге посещали шахматный клуб. Вероятно, там они познакомились с американскими коммунистами и увлеклись СССР.

Отпуск как угроза национальной безопасности

Так и не дождавшись реакции конгрессмена, в декабре 1959 года Мартин и Митчелл связываются с советским посольством в Мексике. Главное разведывательное управление СССР предлагает остаться на службе и поставлять секретную информацию в Москву на постоянной основе. Они отказываются.

Побег был до смешного обыденным. В 1960 году Мартин и Митчелл взяли трехнедельный отпуск, отправились в Мехико, там вошли в советское посольство и попросили политическое убежище. Американцев переправили в Гавану, а оттуда в Советский Союз. В АНБ подняли тревогу только через 8 дней после конечного срока, когда дешифровщики должны были вернуться на работу.

Сноуден тоже сбежал из отпуска, но почти сразу начал публиковать секретные документы и быстро был идентифицирован. Россию, как конечную остановку, Эдвард выбрал по ходу дела. Сноуден мечтал, чтобы ему была обеспечена спокойная жизнь в стране, которая поддерживает демократические ценности. Время показало, что надежно укрыть его могут только авторитарные режимы. Программист рассматривал вариант остаться в Китае, но там ему не были рады. Убежище обещала Венесуэла, но Сноуден посчитал, что в России будет безопаснее. После месячного ожидания в транзитной зоне московского аэропорта «Шереметьево», 1 августа 2013 года он получил временное убежище.

Мартин и Митчелл заранее знали, куда бегут. В Москве они скажут журналистам, что считают СССР более «социально приемлемой страной» для себя, чем США. Есть сведения, что с 1958 года оба были членами американской Коммунистической партии.

(Left) William Martin and Bernon Mitchell (Center) tell Moscow press why they defected
Перебежчики из АНБ: Уильям Мартин (слева) и Бернон Митчелл (в центре) на пресс-конференции в Москве, 1 июля 1960 года. Источник: National Security Agency Cryptologic / nsa.gov
The New York Times William Martin and Bernon Mitchell September 7, 1960
Вырезка из газеты The New York Times, 7 сентября 1960 года

Разведданные — ничто, имидж — все

На масштабной пресс-конференции в Мраморном зале Дома журналиста 6 сентября 1960 года Уильям Мартин и Бернон Митчелл рассказали о построении американской разведкой сети перехвата и расшифровки секретных сообщений других государств. Ко времени Сноудена прогресс зашел дальше: он сообщил миру о программах похищения секретов правительств, международных организаций и тотальной слежке за рядовыми гражданами при помощи интернета, социальных сетей, смартфонов, почтовых серверов. В отличие от предшественников, Сноуден смог предоставить доказательства в виде электронных копий сотен тысяч документов с грифом top secret.

Побеги сотрудников Агентство национальной безопасности хорошо подыграли пропаганде геополитических противников США, но принесли немного практической пользы СССР и России.

Сноуден приложил максимум усилий, чтобы полностью опубликовать и сделать общедоступной всю информацию, которую он хотел раскрыть. Это позволило американским спецслужбам узнать, какие технологии и методы перехвата скомпрометированы и должны быть изменены. А самым ценным знанием, которое Союз получил от Мартина и Митчелла, была информация, что в АНБ пока не смогли дешифровать радиосообщения советской разведки. Об этом стало известно из бумаг, переданных Великобритании в 1992 году сотрудником архивного отдела КГБ Василием Митрохиным.

Облико морале

Вопреки сходным обстоятельствам, в Америке реакция на два случая утечек государственных тайн была кардинально разной.

Еще в начале первого президентского срока Дуайта Эйзенхауэра (1953—1956) началась чистка госслужащих нетрадиционной сексуальной ориентации. Считалось, что гомосексуалов могут шантажировать советские спецслужбы. Эту опасность называли «лавандовой угрозой». После бегства Мартина и Митчелла объявили девиантами (эвфемизм для геев в то время) на основании результатов психологического тестирования, пройденного ими при устройстве на работу в АНБ.

Мартин характеризовался как безответственный и крайне эгоистичный человек. Митчелл признавался, что в юности «сексуально экспериментировал» с цыплятами, собаками и изобрел некое устройство, вызывающее нервное расстройство у кошек. Высказывалось мнение, что оба были частью сети гомосексуалистов-предателей. Ни одного доказательства существования такой организации с тех пор не нашли. В СССР Мартин и Митчелл со временем женились — не друг на друге.

Запятнать Эдварда Сноудена было сложнее. Пусть в глазах американских патриотов он был изменником, зато не провоцировал неврозы у котиков и не приставал по темным углам к цыплятам. Кроме того, защита Сноуденом приватности обычных граждан вызвала симпатию по всему миру. Благодаря интернету и глобализации, его аргументы были услышаны всеми, кто хотел их услышать.

В итоге, Мартин и Митчелл были прокляты как «гомосексуалисты-предатели», а Сноудена в 2014 году выдвинули на Нобелевскую премию мира.

Employement of homosexuals and other sex perverts in government
Обложка доклада и резолюции на тему «Занятость гомосексуалистов и других лиц с искаженной сексуальной ориентацией в правительстве», 1950-е годы
Bernon Mitchell with his future wife Galina in Leningrad, 1962
Бернон Митчелл с будущей женой Галиной в Ленинграде (Санкт-Петербурге), 1962 год. Источник: sovsekretno.ru

Замучила ностальгия. Всех

Мартин и Митчелл быстро захотели домой. Они числились в ленинградском Институте математики в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) и получали большую зарплату в 500 рублей. Но такая жизнь была комфортной только по советским меркам.

Чтобы предотвратить их возвращение, сотрудники КГБ запугивали криптологов фальшивым приговором Верховного суда США — 20 лет тюрьмы за измену родине. Показывали статью в «Известиях», где говорилось о задержании американских диверсантов. Те якобы имели при себе ампулы с ядом, предназначавшимся для перебежчиков. Тем не менее в 1979 году Мартин запросил консульство США о возможности возвращения. Ответ было, мягко говоря, отрицательным — его лишили американского гражданства и отказали в туристической визе. Тем не менее Мартин проявил решимость покинуть Союз, выбрался в Мексику и в 1987 году умер там от рака. Митчелл спился и умер в Петербурге через 14 лет.

Сноуден не так давно живет в России, но уже не раз критиковал власти страны за борьбу со свободой интернета. В марте 2016 года он заявил, что хочет вернуться в США, однако родина пока не хочет гарантировать ему иммунитет от уголовного преследования.