Пленение израильских солдат — относительная редкость. До случая Гилада Шалита этого не происходило 12 лет. Поначалу было принято решение попытаться освободить Гилада в рамках операции «Летние дожди». Секретная служба похитила несколько членов ХАМАСа. После того, как от них были получены оперативные данные о местоположении заложника, израильская армия блокировала сектор Газа и приступила к поискам. К сожалению, Гилада там не было, палестинцы то ли дезинформировали израильтян, то ли успели вывезти его в другое место.
В ответ на «Летние дожди» исламисты изменили свои требования. Теперь за жизнь и свободу капрала, кроме женщин и подростков, нужно было освободить еще 1000 палестинских заключенных, среди которых были и террористы. Начались долгие годы переговоров. Попытки освободить Гилада предпринимали политики из самых разных стран, Католическая церковь и Совет безопасности ООН. Исламисты, тем временем, подбрасывали общественности письма от капрала, подтверждающие, что он еще жив.
11 октября 2011 года Израиль решился на обмен. Гилад Шалит оказался на родной земле спустя 5 лет, 3 месяца и 23 дня плена. Взамен Израиль освободил 1027 заключенных, среди которых были террористы, убившие, в общей сложности, около 600 израильтян. Зато, оказалось, что в плену капрала не пытали. Палестинский врач вылечил ему сломанную руку, а большую часть плена он провел в домах простых палестинцев, которые относились к нему нейтрально.
Население оценивало этот обмен по-разному. Согласно соцопросу 69% граждан Израиля поддерживали такое решение, 22% — выступали резко против, остальным было сложно ответить однозначно.
Это был не единственный случай крайне неравного обмена. В 1983 году за жизни 6 израильских солдат заплатили освобождением 4830 палестинских заключенных. Два года спустя — 1150 палестинцев за троих израильтян. А в 2004 году тела трех солдат, чтобы их по-человечески похоронить, обменяли на 436 заключенных.