Насыпи гуано
Владельцы винджаммеров работали над повышением скорости и снижением себестоимости. Экономили даже на размере и качестве экипажа. В небольшие команды огромных судов набирали новичков — за опыт и рекомендательные письма, попутчиков — за билет и еду, романтиков — за впечатления. Да, на каждую пару рук приходилось вдвое больше парусов, чем на обычном судне. Да, неопытные матросы криво работали с такелажем и часто гибли на палубе. Но прибыль зашкаливала.
Из Австралии везли шерсть и пшеницу, из Китая — чай, из Индии — пряности, по дороге — рис, цветные металлы, экзотические фрукты. Частым грузом были предметы роскоши и музыкальные инструменты – считалось, что вибрация машин парохода может их повредить.
Главный маршрут шел к берегам Чили, там насыпью грузили гуано и селитру. Азотное сырье для взрывчатки и пороха было так востребовано в постоянно воюющей Европе, что одно время «выжимателей ветра» называли «нитратным флотом».
Прорываясь сквозь ревущие штормы и обходя мыс Горн за 10—11 дней, парусники ставили высокую планку паровым машинам. Судовладельцы устраивали «нитратные» и «пшеничные» гонки. Первая из Чили в Европу, рекорд — 68 дней. Вторая — из Европы в Австралию, рекорд — 83 дня. Пароходы улучшат эти показатели только спустя четверть века.
Остатки помёта морских птиц. В них много соединений азота и фосфора.