Оборотни в погонах
В августе 1943 года Морген едет в Бухенвальд и вскрывает масштабную криминальную схему. Комендант Карл Кох присваивал ценности и деньги, конфискованные у привозимых в лагерь евреев, а также золотые коронки из ртов погибших. По закону все это было собственностью Рейха. Ущерб для бюджета составил 200 тысяч марок.
«Мы имеем моральное право, даже обязанность, уничтожать людей, которые хотели уничтожить нас. Но не имеем права обогащаться за их счет мехами, часами, сигаретами или чем-либо еще», — из речи Генриха Гиммлера перед офицерами SS, октябрь 1943.
Морген также подтвердил подозрения обергруппенфюрера Вальдек-Пирмонта. Вскрылось, что в Бухенвальде регулярно убивали свидетелей махинаций Коха из числа заключенных. Справки о смерти подделывались, причиной смерти указывались болезни. Репрессии в Рейхе были бюрократическим мероприятием, нарушать правила не позволялось. Находясь в самой середине машины Холокоста, юрист открыл дело о незаконном уничтожении евреев.
Хищения, подлог, подделка документов — за это в апреле 1945 года Кох отправился на встречу с расстрельной командой, не дожив всего пять дней до подхода американских войск. Обвинение в убийствах было снято из-за недостатка доказательств.
Осенью 1943 года, с момента взятия Коха под стражу, начинается звездный час Конрада Моргена. Больше трех десяток командировок — Аушвиц, Треблинка, объекты организации Тодта, укрепления «Западного вала» во Франции, Дахау, Плашов. Морген узнает о массовом уничтожении евреев и признает его «технически законным», поскольку все происходило по распоряжению лидера государства.
«Право в национал-социалистическом государстве состоит из правовых норм и приказов фюрера. Фюрер был не только главой государства, но еще и высшим законодателем, и верховным судьей», — объяснял он на Нюрнбергском трибунале.
В современных деньгах — около $ 5 миллионов