Варяжский след
Связь со Скандинавией, что логично для правителя северных земель, поддерживал Ярослав. В 1015 году в Новгороде вспыхнули волнения — местные резали зарвавшихся варягов. Князь не поддержал своих местных подданных, а казнил всех, кто выступил против его наемников. В 1019 году он женится на Ингигерд, дочери шведского короля Олафа II.
Серьезной уликой в деле о смерти Бориса и Глеба служит скандинавская «Сага об Эймунде», записанная в 14 веке, но повествующая о событиях начала 11-го. Герой сказания —шведский конунг Эймунд. На службе у конунга Ярислейфа он принимает участие в войне между наследниками конунга Вольдемара и, в частности, хорошо зарабатывает на убийстве конунга Бурислейфа.
Очевидную схожесть имен дополняет описание обстоятельств преступления. Эймунд знал, что жертва разобьет лагерь на опушке леса. Там, как рычаг, заранее склонили к земле и закрепили веревками молодой дуб. Дружина Бурислейфа расположилась на том самом месте, расставила шатры и начала попойку. С наступлением темноты убийцы привязали верхушку дуба к золотому шатру и обрубили канаты. Дерево выпрямилось, сорвало ткань, и Эймунд прыгнул на князя. Отрубленная голова была доставлена заказчику.
Через несколько лет вместе с трофеями Эймунд привез домой хвастливые истории о своих подвигах. В их пересказах мы, возможно, читаем признание в убийстве и показания против князя Ярослава.