«От националистических убеждений не отрекся»
«Четвертого» отблагодарили. Позволили учиться по программе вечернего отделения теплотехнического факультета Киевского политехнического института, под присмотром водили на экскурсии, в театр и в кино. К нему даже подвели женщину. Агент «Одарка» предупреждала: Матвиейко в реабилитацию не верит, сотрудничество считает единственно возможным способом выжить, от националистических убеждений не отрекся.
16 июня 1952 года он действительно попытался бежать. Вечером Мирон вытащил ключи и оружие из пиджака конвоира, а ночью незамеченным вышел из дома во Львове, где его держали. Заночевал на Яновском кладбище, утром пытался разыскать старые явочные квартиры. Везде встречали незнакомые люди. Матвиейко понял, что обречен, и сдался случайному милиционеру. История с бегством вышла на уровень Политбюро, и расслабившихся чекистов жестко наказали.
«За преступно-халатное отношение к выполнению своего служебного долга начальника отделения 1-го отдела управления 2-Н т. Демиденко В.Б., майора Корсуна М.Н. и майора Калиниченко И.И., непосредственно отвечавших за физическую охрану крупного государственного преступника в момент его побега, с работы снять, из рядов ВКП(б) исключить и дело о них передать следственным органам для привлечения к уголовной ответственности».
Два заместителя министра госбезопасности УССР были сняты с работы, министр получил выговор.